Текст: Виталий Лесничий
Средь шумного бала
Пятница, 10 часов утра, Центр международной торговли, переполненный конференц-зал «Ладога», торжественное открытие. Кратко, ёмко, цельно артист театра и кино Максим Линников объявляет о начале работы симпозиума. Право длинных слов и долгих речей ведущий оставляет за профессионалами индустрии звукозаписи. Однако в деловой интонации не ускользает праздничность настроения. Среди участников вместе со звукорежиссёрами высший преподавательский состав ведущих вузов страны – профессора, кандидаты и доктора наук, педагоги ВГИКа, Московской консерватории, Российской академии музыки имени Гнесиных, Московского государственного института культуры, Российского института театрального искусства, Института современного искусства.
Вместе с ними в симпозиуме участвуют авторы и исполнители, правообладатели, юристы, производители специализированного оборудования, музыковеды, продюсеры, менеджеры записывающих студий, студенты и молодые специалисты. Всего 400 человек, в том числе гости из-за рубежа. Они собрались впервые за два года, прошедшие после первого симпозиума в 2019 году. Никто не скрывает своего интереса и радости по поводу свершившегося события. На сцену поднимается председатель Гильдии звукорежиссёров РМС, профессор ВГИКа, Московской консерватории, Института современного искусства Мария Соболева и поздравляет с началом работы:
– Мы редко общаемся, потому что наши рабочие места очень индивидуализированы. Российский музыкальный союз устроил нам праздник. Будьте свободны в том, чтобы узнавать что-то новое, и не стесняйтесь задавать вопросы.
Все последующие три дня работы симпозиума Мария Соболева в гуще событий – проводит встречи, вовлекает в диалоги, вступает в дискуссии, ставит вопросы, говорит о проблемах, подводит итоги. Действующий преподаватель, автор многочисленных публикаций и учебных программ по звукорежиссуре знает свой цех изнутри. Она сотрудничает с Государственным академическим симфоническим оркестром имени Е.Ф. Светланова, Московским симфоническим оркестром, Московским Синодальным хором и хором Сретенского монастыря, Государственным квартетом им. Бородина… Работала с Мишелем Леграном, Владимиром Ашкенази, Вячеславом Артёмовым, Леонидом Десятниковым, Алексеем Козловым, Игорем Бутманом, Тамарой Гвердцители и другими известнейшими артистами и композиторами:
– Сегодня практически 90% музыки идёт в записи. И всё больше музыкального контента будет связано со звукозаписью. Роль звукорежиссёра недооценить сложно. Именно его ушами слушатель воспринимает музыку, которую пишут композиторы и играют исполнители, – обращает внимание звукорежиссёр на значимость своей профессии.
По швейцарским часам
С первого часа симпозиум показал свою актуальность и востребованность. Ведущий звукорежиссёр записи музыки киностудии «Мосфильм» Андрей Левин лекцией «Запись симфонического оркестра для кино в многоканальных форматах» открывает серию мастер-классов и лектория, начиная с экскурса в историю эволюции звукопередачи в кино.
В программе каждого дня с минимальными 5-минутными перерывами друг за другом проходят лекции, мастер-классы, дискуссии, конференции, публичные слушания и обсуждения за круглым столом. Профессионалы мастеринга, сведения и визуализации, очистки, вытяжки, фильтрации звука сошлись, чтобы получить бесценный опыт, поделиться информацией, наладить контакты и связи, двигать отрасль вперёд. Мероприятия следуют одно за другим параллельными блоками. Каждое заканчивается, как в театре, овациями и аплодисментами.
В первый день за круглым столом обсуждается профессиональное образование в области звукорежиссуры. В полемике участвуют преподаватели не только высшей школы, но и средней специализированной – Московской средней специальной музыкальной школы (колледжа) им. Гнесиных, Колледжа предпринимательства №11. В зале присутствуют даже родители студентов. Мария Соболева говорит о главном – каким должен быть выпускник, чтобы производителям не пришлось его потом «доучивать». Идей, предложений, точек зрения много, а времени не хватает как выступающим, так и присутствующим в зале. Лекцию «Развитие персонального взгляда» проводит гуру звукозаписи Эрдо Грут – директор, продюсер, звукорежиссер звукозаписывающей компании Polyhymnia International, специально прилетевший вопреки сложностям пандемии из Голландии. Полтора часа на одном дыхании. С языковым барьером слушатели блестяще справляются с помощью наушников и синхронного перевода. Организаторы продумали всё до мелочей: сопровождение, рассадку, техническое оборудование, программки, методички, буклеты. Внутренний механизм симпозиума работает как маятник швейцарских часов – без промедлений, остановок, задержек. Помимо зарубежного гостя программу продолжили также выступления не менее именитых отечественных мастеров. Ведущий звукорежиссёр Московской консерватории Михаил Спасский поделился опытом концертной записи, ведущий звукорежиссёр CineLab Яков Захваткин провёл курс по мастерингу винила, а руководитель ГК «Унвис-Про», инженер-физик Александр Лурье раскрыл тему «FIR-фильтры и их роль в мировой революции». В этот же день состоялась презентация журнала «Звукорежиссёр», возрождённого Российским музыкальным союзом. В демонстрационном зале проходила выставка звукового оборудования, где можно было ознакомиться с техникой компаний Neumann, Yamaha, Simple Way, Dr.Head, «Октава», «НикФи», «Союз», «Неватон» и «Унвис-Про». В завершение дня глава юридической службы РМС Ксения Мирясова и ведущий юрист Российского авторского общества Евгения Сулла непредвзято и понятно рассказали авторам об их правах в индустрии звукозаписи. Несмотря на позднее время, после окончания первого рабочего дня симпозиума в коридорах ещё долго слышались разговоры, обсуждения, полемика. Никто не хотел расходиться. Минуты, перешедшие в часы, не растрачены и не потеряны.
Турне в закулисье
Во второй день перед участниками симпозиума свои двери распахнули киностудии «Мосфильм» и CineLab, а также крупнейшие сцены академической музыки – Большой театр, «Геликон-опера», «Новая опера», «Электротеатр Станиславский», Московская консерватория. Для желающих провели увлекательные технические туры за кулисы театров. Опытнейшие профессионалы раскрыли секреты технического оснащения, сценического и постановочного действа, продемонстрировали принципы работы акустических и звукозаписывающих систем, рассказали о взаимодействии с режиссёрами, хореографами, сценографами, исполнителями во время озвучки спектакля. Параллельно техническим турам в РАМ имени Гнесиных и Московской консерватории состоялась серия мастер-классов. Эрдо Грут продолжил диалог с участниками на своей лекции «О подходах к звукозаписывающим проектам», а заслуженный артист России, звукорежиссёр, начальник службы звукозаписи Московской филармонии Павел Лаврененков поделился своим опытом взаимодействия с музыкантами при создании уникальных записей.
На третий день участники симпозиума продолжили рассматривать вопросы взаимодействия в цепочке «автор–исполнитель–звукорежиссер–слушатель».
– Возьмите скрипичный концерт Берга или скрипичные концерты Баха… Масса музыки, написанной композиторами, творчество которых обсуждать бессмысленно, лучше звучит в записи. Даже величайшие для меня композиторы Рихард Штраус и господин Вагнер тоже лучше звучат в записи, – говорит о прорыве в звукорежиссуре композитор Михаил Броннер, написавший для Детского музыкального театра имени Натальи Сац оперы «Гадкий утёнок», «Золотой остров», а для Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко балеты «Оптимистическая трагедия» и «Укрощение строптивой». Десятки его произведений исполняются в Европе, США, Канаде:
– Мне кажется, музыка воздействует через музыкальный образ. Вопрос в том, волнует он или не волнует. Хороший композитор создал музыкальный образ, который волнует, а не очень хороший – не создал. Но музыкальный образ вербально нашими словами совершенно не объясняется. Нужен исполнитель и звукорежиссёр: в этой линейке людей, которые занимаются созданием продукта, все важны, – рассказывает автор на публичных чтениях (Public talk) «Звукорежиссёр и композитор». За одним столом с ним известные композиторы Кирилл Уманский, Игорь Стецюк, Алексей Амусин.
– Звукорежиссёр должен всегда находиться в одной плоскости с композитором. Если он не понимает этой музыки, не чувствует, не любит, взаимодействия не получится, – «включается» в диспут Андрей Левин. Его здесь знают все композиторы. – Если звукорежиссуру в консерватории более активно преподавать композиторам, человек мог бы на каком-то уровне что-то делать до конца сам, не привлекая никого.
Композитор Алексей Амусин звукорежиссёра поддерживает:
– Я композитор и звукорежиссёр в одном лице, – говорит автор молодого поколения. – У меня нет возможности записать оркестр. Мне приходится всё делать на компьютере. У меня точный образ и нет посредника. Я не буду объяснять человеку: вот здесь скрипки, а контрабасам необходимо добавить компрессии.
– А что касается тембра настоящего живого оркестра и электронного оркестра? – задают вопрос из зала.
– Мой знакомый на «Мосфильме» писал струны для фильма «Непрощённый». Сделали две версии – записанную с живым оркестром и запрограммированную на компьютере. И я сказал: давай оставим то, что мы запрограммировали.
Модератор встречи Мария Соболева, как штурман, выводит корабль из шторма:
– Композитору, когда он записал пилотный трек, порой бывает сложно принять истинное, настоящее звучание оркестра. Потому что, пока сочинял, он уже привык к звучанию электронных инструментов. И в его внутренней эстетике отсутствует естественная, живая картина: когда музыканты начинают играть фальшиво, что свойственно живым людям, вдруг это оказывается недружественно композитору.
– Не боитесь, что наступит время, когда демо изменит эстетику? – вновь звучит вопрос из зала.
Ответ дают там же:
– Я смотрю, как эволюционировал в своём уже очень почтенном возрасте Эдуард Николаевич Артемьев, который мне двадцать лет назад говорил: оркестр – это часть синтезатора. А теперь, пройдя все круги развития электронной музыки, уверяет: мне нужно, чтобы музыку играли сто живых человеческих душ… Живые-то лучше!
Конечно, очень верится в то, что искусственный интеллект окончательно не поглотит живой звук, но многие по этому поводу всё-таки испытывают сомнения.
Тайные волшебники
На научно-практической конференции «Звукорежиссура – профессия будущего» гость из Белоруссии Вадим Киранов посвящает слушателей в тонкости звукозаписи колокольных звонов, а звукорежиссёр православной телекомпании «Союз» Денис Елагин делится особенностями телевизионной съёмки концертов в условиях аппаратно-студийного комплекса. О специфике работы в современном драматическом и музыкальном театре рассказывают театральные звукорежиссёры Андрей Борисов и Екатерина Седых. Мастера указывают на преимущества программы QLab при проведении мультимедийных шоу. Заведующий кафедрой звукорежиссуры МГИК Алексей Чудинов поднимает вопросы модульного обучения, дистанционного образования, специализации внутри действующих стандартов образования. Его коллега из Российской государственной специализированной академии искусств Карина Коваленко говорит о сложностях и перспективах инклюзивного образования. Студент 5-го курса МГИКа Виталий Лобков в своём выступлении привёл яркие примеры неудачного использования классической музыки в рекламе. В частности, на его взгляд, неуместно звучит тема «Нашествия» из Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича на открытии агрохолдинга в сельской местности или Токкаты и фуги Ре минор Баха в учебном ролике по противопожарной безопасности. Что уж говорить о Турецком марше Моцарта, «раскручивающем» по ТВ потребителя на покупку корейского автомобиля, или же об Эдварде Григе, побуждающем своей сюитой «В пещере горного короля» всем сердцем любить «Газпром». Классика и здесь не увядает! Но молодой спикер предлагает звукорежиссёрам и продюсерам обратиться в многочисленные библиотеки, где музыка структурирована по темам, «связанным не только с содержанием музыки, но и с возможным контекстом её звучания». Вообще, студенты отвечают не менее любопытными темами своих выступлений и выясняют, как современная популярная музыка сводится к максимальной простоте из трёх нот, которые путём копирования «кочуют» из одной композиции в другую. Есть ли смысл сравнивать попсу с классической музыкой? А стоит ли её вообще изучать?
– Звукорежиссёру, который работает со всеми музыкальными направлениями, необходимо знать и попсу, и классику, – говорит музыкальный редактор, кандидат искусствоведения, доцент кафедры звукорежиссуры МГИК Ольга Пашинина. – И самое главное – уметь передавать смысл и того, и другого, грамотно используя все стили каждого из направлений при озвучивании постановок и театрализованных программ.
В воскресный день в коридорах на Большой Никитской не менее оживлённо, чем на студенческих парах и семинарах. В залах витает лёгкая непринуждённость, демократичность, свобода мысли, необременённость консервативными взглядами, весомость произносимых слов. Научно-практическую конференцию сменяет презентация книги. Композитор и концертирующий пианист, профессор японского университета Сакуйо Артём Агажанов представляет свою разработку – учебный курс «Музыка. Теория и практика». Помимо учебника в нём 17 приложений, 20 иллюстрированных плакатов. Конечно, дело не в количестве, а в самой методике обучения, которая позволяет в кратчайшие сроки освоить то, на что у многих, как говорится, жизни не хватает.
– Этот учебник я пишу всю жизнь. Главная цель – дать законченную систему музыкального образования. Она должна охватывать все стороны выразительности и при этом быть подъёмной, – комментирует педагог и пианист.
А в противоположном крыле здания параллельно проводится цикл лекций и мастер-классов по электроакустической музыке. В финале – концерт Центра электроакустической музыки Московской консерватории. На сцене классика и современность, корифеи искусства и начинающие исполнители современной музыки Сергей Полтавский, Алексей Потапов, Юлия Мигунова, Станислав Маковский… За каждым выступающим незаметный зрителю маг волшебного звука – звукорежиссёр, который представляет и авторское видение, и исполнительскую интерпретацию. И от того, как он с этой задачей справится, зависит успех произведения. Или провал. Все участники одного процесса закольцованы. Симпозиум этому всех научил.